Омские юристы развалили дело об оргпреступности в Верховном суде

15:41 21 Декабря 2022

Дмитрий Казанник.JPG
Дмитрий Казанник не всегда прав. Обработанное фото из архива

Больше года понадобилось российским судьям, чтобы установить, казалось, очевидную истину по делу бывшего гендиректора фирмы, рискнувшего выступить оппонентом «Газпром Межрегионгаз Омск».


В теории считается, что нормы уголовного права расширительному толкованию не подлежат. Сказать проще - делай строго то, что предписывает закон, ничего не домысливай, суд всегда встанет на твою сторону, а законодатель в свою очередь постарается изложить нормы языком, доступным каждому обывателю. Так, на первый взгляд, устроена и статья 24 УПК РФ: уголовное дело не может быть возбуждено, если сроки давности уголовного преследования истекли. Ну а что если-таки соответствующее дело возбудить, каковы его перспективы? Они далеко не столь плачевны для карательных органов, как может показаться иному юристу.

История омички Веры Новиковой - как раз такой случай. В сентябре 2021-го она стала фигурантом уголовного дела, срок уголовного преследования, по которому согласно оценке юристов, в том числе - высокопрофессиональных, истек еще в марте 2020 года. Более того, много вопросов по поводу того, как оно возбуждалось. 25 августа 2021 года Вера Анатольевна получила повестку - явиться к следователю Михайловой в качестве подозреваемой по уголовному делу... 1 сентября 2021 года. Дело было возбуждено 2 сентября 2021 года по заявлению представителя конкурсного управляющего Крещеновского, поданного им 1 сентября 2021 года.Тут на лицо явные экстрасенсорные способности следователя Михайловой: такая работа на предвидение и опережение событий; похоже, и прокурорские искренне поверили в ее дар. А может, не поверили, их просто принудили?

Больше года Вера Анатольевна доказывает, что дела быть не должно, - все это время прокуратура, полиция, структуры по борьбе с оргпреступностью, прикрываясь постановлением следователя, хладнокровно собирают на нее компромат.

Роковые котельные

Вера Новикова - человек активный. Когда-то она была индивидуальным предпринимателем, сейчас руководит товариществом собственников жилья, ну а большая часть ее жизни связана с работой омских котельных. Одно из предприятий, которое долгое время работало под ее началом, - общество с ограниченной ответственностью «Холдинговая компания «СТМ-Омск». Предприятие открыли в 2013 году, работали с прибылью, на перспективу в июне 2017 года взяли еше две котельные на обслуживание, но, видимо, кому-то это не понравилось и уже в феврале 2018-го оно угодило в процедуру банкротства: заявителем выступило ООО «Газпром Межрегионгаз Омск». Осенью того же года сложила свои полномочия и Новикова, правда, о судьбах котельных не забывала, давала показания в арбитражном процессе. Конкурсный управляющий активно взялся за дело, начал оспаривать едва не каждую сделку, но далеко не в каждом случае его требование было удовлетворено.

Так, в августе 2020 года его попытка расторгнуть около десятка договоров аренды, некогда заключенных контрагентом с ООО «Холдинговая компания «СТМ-Омск», закончилась полным фиаско. Управляющий пытался вернуть в конкурсную массу около 15 миллионов рублей. Оснований для этого судьи не усмотрели. Чем сильно огорчили управляющего и, скорее всего, подвигли к написанию заявления о возбуждения уголовного дела. Сказался его опыт на предыдущей работе - в «Газпром Межрегионгаз Омск». По оценке юристов, они же там все богом избранный народ, поэтому законные действия, понятия «честь», «совесть» - это не про них.

Словом, история с арендой - одно из многих косвенных свидетельств того, что Новикова в общем и целом отчетливо понимала, что должен делать толковый управленец котельной. Не нашли в ее действиях признаков ни фиктивного, ни преднамеренного банкротства, ни элементов каких-либо других составов преступлений.

Де-юре вроде опоздал. Де-факто - нет

Вот так с подачи конкурсного управляющего компромат обнаружил следователь с Ленина, 2 - Следственной части расследования преступлений и организованной преступной деятельности Следственного управления МВД России по Омской области. Какое отношение может иметь Новикова - не то что к организованной - к обычной преступности, объяснить, опираясь только на голословные обвинения управляющего, здесь не только сложно, но и практически невозможно... Однако события развивались стремительно: дело возбудили едва не на следующий день после заявления одного из оппонентов Новиковой. Норма права - часть 2 статьи 195 УК РФ, неправомерные действия при банкротстве. То есть - незаконное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества неплательщика заведомо в ущерб остальным кредиторам, если имели место признаки банкротства, а ущерб оказался крупным. По версии следователя, свои «махинации» Вера Новикова проводила с 1 апреля 2016-го по 23 марта 2018 года.

Наверное, любой второкурсник юрфака решит эту задачу за пару минут: что даже если и было бы совершено предполагаемое деяние, срок лишения свободы не более года, поэтому предполагаемое преступление - действие легкой степени тяжести, поэтому сроки давности уголовного преследования истекли в марте 2020-го. Новикова обратилась с жалобами в суд. Суд был - в Омске ей отказали в принятии заявлений к судебному производству два раза, три - отказали в удовлетворении жалоб.

Надежда на Москву

Так устроен закон, что процессуальные сроки защите пострадавшего человека способствуют, мягко говоря, неважнецки. Постановление Куйбышевского райсуда от 13 января в Верховном Суде России рассмотрели лишь 23 сентября. В Москве отметили признаки нарушений, дело перенаправили в Кемерово, где 8-й кассационный суд общей юрисдикции в ноябре 2022-го снова подтвердил правоту Сергея Стекленева - адвоката бышего гендиректора ООО Новиковой. Обе инстанции сослались на 24-ю статью УПК: лицо вообще не обязано давать согласие на отказ в возбуждении уголовного дела, когда сроки давности истекают...

Вечером 12 декабря знаковый процесс состоялся и в Омске: в зал пришли адвокат Стекленев, прокурор региональной прокуратуры Дмитрий Казанник; новый, очередной, третий по счету, следователь, но она почти весь процесс промолчала. Казанник, курирующий это дело с самого начала, наоборот, говорил много, ссылался на постановление Конституционного Суда РФ, которое имеет малое отношение к делу. Предлагал прекратить производство по делу, то есть, похоже, намекал, что нужно признать факт преступления.

Адвокат Стекленев не выдержал:

- Прокурор пытается запутать. Есть постановление следователя, и оно незаконно. Если говорить, что постановление незаконно, то нужно признать, что и все последующие действия следователя незаконны.

Суд шел около четверти часа - еще где-то два часа понадобилось на подготовку судьбоносного постановления: действия следователя признали наконец незаконными.

Адвокат, впрочем, не расслабляется. Мало кому известно, каких масштабов компромат удалось собрать следствию - только в деле по этой жалобе на момент кассационного производства набралось ни много ни мало 277 листов. Уголовный процесс устроен так, что существенную часть доказательств обвиняемый, его защитники видят тогда, когда предварительное следствие подходит к концу, последних знакомят с материалами дела.

Высоки риски, что Новиковой, ее защитникам придется указывать на то, что почти все доказательства были недопустимыми, только в тот момент, когда в УМВД признают какие-то иные эпизоды, уголовное дело, к сожалению, все же начнут рассматривать по существу. Отличные инструменты для защиты - последнее постановление Куйбышевского райсуда, акт 8-го кассационного суда общей юрисдикции, позиция Верховного Суда России - в распоряжении адвокатов уже есть.

Подробности криминала и происшествий

Комментарии (0)

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 

Возврат к списку