Что происходит на Украине - правовой анализ
19:58 28 Февраля 2022
Автор Блога омских расследований публикует статью, за которую рискует угодить в следственный изолятор.
Я бы предпочел вообще не писать на эту тему ни слова. Благо мой блог преимущественно посвящен региональной тематике. Однако я не кормлюсь бюджетными подачками, работаю на себя, доля клиентов, пускай - крохотная, находится за рубежом.
Так складываются обстоятельства, что на фоне происходящих событий с Россией и Украиной деньги потихоньку уходят «прямиком из кармана». Думаю, далеко не я один в соответствующей ситуации, и это первая причина появления публикации.
Вторая - некогда сдавал экзамен по международному публичному праву, за что получил твердую оценку «отлично». Поэтому считаю, что знаю предмет на уровне выше среднего.
Более того, такой анализ я в течение последних 8 лет вообще не видел нигде.
Хотя, по-моему, очевидный факт - чтобы определить, кто прав, а кто виноват, не нужно соревноваться в передергивании фактов и площадной брани, а элементарно обратиться к первоисточнику, то есть - нормам права. Если кому-то это статья вправит мозг, хотя бы одному человеку, еще лучше - компетентному госслужащему России или Украины, то я уже буду рад.
Несколько слов о правилах написания статьи. Она отличается некоторой долей академизма, но уж извините, пока кровь льется ручьями, хладнокровие и работа с текстом закона превыше всего.
Если вы текущую ситуацию осмысливаете в категориях «самая великая нация, можем навалять любому, твои нормы права - для слабаков и сук легавых», то дальше можете не читать. Нам с вами не по пути.
Я не стану использовать такие термины, как хохлы, москали, нацисты, наркоманы, оккупанты, твари, мрази и прочее. Говорил и повторю еще раз. Оскорбления и маты на языке - это не признак глубины мысли и крутизны. Это признак инфантилизма.
Итак, поехали, посмотрим, что есть военная операция России на Украине, попытаемся понять, как поступать дальше. Начнем с азов. У нас в соответствии с Конституцией России приоритет международного права (статья 15), да, есть некоторые оговорки, но они здесь не очень важны.
Вы, наверное, в курсе, что и Украина, и Россия в составе ООН, а деятельность государств, участников, регулируется соответствующим уставом. Этот акт принимали вскоре после Второй мировой войны и явно не от безделья, цель была очень простой - предотвратить то, что случилось в 40-е - около 70 миллионов убитых.
Ну а в эпоху расцвета ядерного оружия, когда за считанные минуты можно приговорить всю планету, документ актуален как никогда.
После принятия устава были подписаны и другие нормативно-правовые акты, нормы которых в деталях регулируют присоединение, отсоединение территорий, признание новых государств и так далее.
Чтобы понять, в чем причина вооруженной борьбы, нам надо ответить на два вопроса.
Каким образом де-юре отсоединяются территории от государства?
Когда можно вводить свои войска на территорию другого государства?
Для удобства предлагаю держать в голове 5 конфликтующих субъектов - Россию, Крым, ДНР, ЛНР, с одной стороны, с другой - Украину, «прикладывать» нормы, к тому, что происходит, как принято говорить, 8 лет. Называть правых и виноватых я не буду - статуса судьи у меня нет, но при желании вы эту юридическую задачу решите и без меня.
Ключевые моменты содержатся в принципах, которые разбросаны по различным актам, формулировка этих начал меняется, но суть одна и та же. Так, в послевоенной Европе провозглашают территориальную целостность государств - смотрите части 1, 2, 4 Заключительного акта ОБСЕ. Обратите внимание - согласно тому же документу провозглашается и право на самоопределение народов (часть 8).
Здесь, стоит сказать, интрига столетия. То есть я правильно понимаю, что крымчане, дончане, луганчане - это народы со своей самобытной культурой, пушкиными, гоголями и так далее? Давайте предположим, что так.
Тогда следующий резонный вопрос - как совместить самоопределение народов с целостностью государства? На первый взгляд, бред. Однако открывайте то же Хельсинское соглашение и читайте 10-ю часть - одни принципы применяют с учетом других.
То есть судьбу народа должны решать один, два субъекта, или, может, кто-то еще?
С оружием все проще. Когда сепаратисты воюют внутри государства, то оно их без проблем ликвидирует, судит, отправляет террористов в колонии. Оружие и грамотное обоснование борьбы одновременно - пресловутый уголовный кодекс.
Классический пример - 15-летняя операция на Северном Кавказе, где федералы в подавляющем большинстве случаев действовали согласно уголовному закону и нормам международного права, кто бы что ни говорил. Мирных жителей, к слову, тоже погибло немало, но без этого решить вопрос почти нереально.
Ну а если враги прямо под боком, но в другом государстве? Открывайте Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН (декабрь 1974 г.) - все члены ООН воздерживаются от применения оружия (статья 2). Возможно применение вооруженных сил в целях самообороны, по решению совбеза ООН в случае угрозы миру (статья 51).
Как говорит глава государства Владимир Путин, нравится - не нравится, терпи, моя красавица. Древние говорили немного иначе: dura lex, sed lex. Правовые нормы именно таковы.
За что голосую я?
Элементарно за правосудие и закон, за то, чтобы военных преступников осудили, за нормы международного права, Конституцию России, уголовный кодекс в прямом действии. Вот и все.
Мнение
Комментарии (2)
Написал: Guest
|
Не стерпела душа рогульская
|
Написал: admin
|
Guest, подтвердил правоту моих слов, спасибо.
|